«Одежда
является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной
стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и
удовлетворяющие определенные потребности, с другой — это произведения
декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека. Вместе
с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие
производительных сил исторического периода, климатические условия страны,
национальные особенности жизни народа и его представления о красоте. Одежда
включает в себя различные виды изделий: белье, платье, чулочно-носочные
изделия, обувь, головные уборы, украшения. Предметы одежды, связанные единством
назначения и использования человеком, дополненные аксессуарами, прической,
гримом, составляют костюм . Именно костюм является выразителем социальной и
индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера,
эстетического вкуса. Безраздельно сливаясь с физическим обликом человека,
костюм формирует его в соответствии с общественным эстетическим и нравственным
идеалом. Человек в эпоху палеолита (40 — 25 тысяч лет тому назад) уже умел,
пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные
естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы
придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались
природные материалы: выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха или
страусового яйца, панцирь черепахи. Обувь возникла гораздо позже и была
распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма. Одежда, как и
всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и
целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и
ветра, одежда выполняет практическую функцию, украшая его — эстетическую
функцию. Древние фрески, относящиеся к четвертому тысячелетию до н. э.,
показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные
ходили обнаженными. С изменением климата и образа жизни людей значительно
усилилась защитная, практическая функция одежды. Разноцветный клетчатый узор
татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.
Большую роль в древности играли украшения, которые вместе с татуировкой,
прической или головным убором нередко составляли весь костюм человека
первобытного общества. Длинные ожерелья, подвески, браслеты из кости или камня
с выцарапанными магическими знаками свидетельствовали о храбрости, охотничьей и
воинской доблести их носителя. На форму древнейших украшений влияла форма
частей человеческого тела. Форма шеи, ушей, носа, губ, запястья, щиколотки,
пальцев рук и ног, талии обусловили круглую замкнутую линию ожерелий, подвесок,
обручей, колец.
Форма тела и
образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры
или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и
набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела
горизонтально, по диагонали или спирали. Так появился один из основных типов
одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда. Со временем
возникла более сложная форма одежды — накладная, которая могла быть глухой и
распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по
бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба
отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная
имела спереди разрез сверху донизу. Драпирующаяся и накладная формы одежды,
возникнув в доисторические времена, сохранились и в наши дни как основные формы
крепления одежды на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда
представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев. Стиль в
искусстве — это исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность
образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная
единством идейного содержания в искусстве. Основные черты стиля отражаются в
архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, литературе, музыке. Изменения,
общего художественного стиля эпохи всегда связаны с большими идейными и общественными
сдвигами. Происходят они в течение длительного исторического периода. Но в
пределах каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление —
мода, затрагивающая все области человеческой деятельности. Мода —это
кратковременное господство определенных форм, связанное с постоянной
потребностью человека в разнообразии и новизне окружающей действительности.
Особенно заметно и активно проявляется мода в костюме. Безраздельно сливаясь с
внешним обликом человека, костюм подвержен наиболее частой сменяемости
объемных, плоскостных и линейных форм.»
Советская
мода формировалась и шагала вперед своим собственным особым маршрутом, за
моральный облик которой отвечал рабочий класс, местком, народ и партия. К концу
30-х силуэты становятся еще строже – влияет Великая депрессия и напряженная
политическая ситуация в Европе. Советскую моду создавали талантливые
профессионалы, уцелевшие в годы разрухи и кровавого террора, а корректировали и
направляли партийные чины и сотрудники органов госбезопасности. Мода
складывалась из мастерства портных минувшего века и новаторских идей художников
молодой страны советов, из моделей одежды, создаваемых специалистами,
выращенными советскими вузами, из массовой одежды, выпускаемой многочисленными
швейными фабриками, из советских журналов мод, из легально поступающих в страну
модных журналов братских социалистических республик и буржуазных западных
изданий, попадающих в СССР из-за «железного
занавеса», из рассказов людей, побывавших за рубежом, из копирования
отечественными мастерицами той одежды, которую привезли «оттуда», из подражания
образам советского и иностранного кинематографа. Октябрьская социалистическая
революция, отменившая классы дворянства и буржуазии и утвердившая новый
социальный состав общества, неизбежно повлияла и на формирование моды советской
страны, в которой больше не было места для роскошных туалетов. Трудовой народ
молодой страны советов должен был выглядеть, так как подобает строителю нового
общества, хотя как именно, точно никто не знал, и все, кому суждено было
пережить октябрьский переворот, просто должны были приспособиться к суровым
особенностям военного и гражданского труда и быта первых послереволюционных
лет. На городских улицах появились мужчины и женщины в кожаных комиссарских
куртках, кожаных фуражках и солдатских гимнастерках, перепоясанных кожаными
ремнями. Популярнейшей мужской одеждой стали сатиновые косоворотки, надетые с
городскими пиджаками. Женщины облачались в платья, сшитые из холста, прямые
юбки их солдатского сукна, ситцевые блузы и матерчатые куртки. Мужские
гимнастерки, перекочевавшие в женский гардероб, подчеркивали равноправие между
советской женщиной и советским мужчиной. В 1940-х стиль остается строгим,
промышленность работает на нужды войны, так что женщинам не до изящества.
Тканей катастрофически не хватает, декор, драпировки и прочие «излишества»
напрочь исчезают с нарядов. В ряде московских ателье в 1950-е годы еще работали
закройщицы высочайшего уровня, и даже модельеры, разрабатывающие собственные
модели одежды. Попасть к ним было трудно, а шить у них дорого. Самыми
примечательными были - ателье №25 Мосиндодежды, в котором работала модельер
Ванда Корж, ателье № 39, где модельером была Мария Панкратова, ателье мод
«Легпрома», ателье Художественного фонда, портниха которого Варвара Данилина
одно время считалась самой дорогой и престижной в Москве. Данилина шила одежду
для многих советских звезд. Работы модельеров ателье треста «Мосиндодежда»
регулярно публиковались в советских женских журналах. В 1940-е годы по
распоряжению ЦК КПСС для обслуживания советской партийной номенклатуры на
Кутузовском проспекте было открыто спец ателье, разделенное на три салона: А, В
и С - для разных категорий привилегированных граждан СССР. В ателье работали
закройщицы высшего разряда, туда поступали великолепные импортные ткани и
фурнитура. Пошив одежды производился только по ордерам и стоил очень дорого.
Меховую верхнюю одежду шили по особым ордерам, которые получали лишь самые
высокопоставленные члены советского общества. Это ателье функционирует до сих
пор и до сих пор обслуживает элиту. С середины 1990-х годов оно входит в
структуру Федерального государственного унитарного предприятия «Президент-Сервис». Ателье класса люкс
работало в ЦУМе, собственные ателье были и в ряде других крупных универмагов.»
По окончанию
Великой Отечественной войны, все радикально меняется – женщины носят банты,
начинают подчеркивать талию (спасибо Кристиану Диору). Но основная масса
советских людей, особенно после войны, ходила в военной, полувоенной форме,
рабочей одежде, главное, одежда должна быть опрятной и чистой. Форменная одежда
учреждений организаций, учебных заведений остаётся брендом, логотипом
организаций и сейчас. В середине прошлого века советская девушка облачалась в
серо-сине-коричневую продукцию отечественной легкой промышленности – она была
практична, не пачкалась, и: в ней не было ни намека на сексуальность. Девушка
не имела права привлекать внимание к своей фигуре юбками мини или ярким
макияжем, потому что «в СССР не было секса, не знали смысл слова “Секс”»! Летом
все одевались в ситцевые платьица, с неброским рисунком в мелкий цветочек или в
горошек противного синего, темно-лилового или жёлто зелёного цвета, а зимой –
серое пальто и костюмы из грубой шерсти. Юбка, в обязательном порядке, ниже
колен. Мода 60-х – это Твигги, появился минимализм, яркие цвета и некоторая
инфантильность в нарядах (стиль бэби-долл), мини-юбки А-силуэта, геометрический
принт и сапоги в любое время года. Уже 1970-е – это хиппи, деним, популярность
этники и фолька, зарождение панка и диско-стиля, платья-рубашки, брюки-клеш и
пончо, в юбках советских женщин появился
сексуальный разрез, оголяя часть ног, минимализм стал модой не только в
одежде, но и в быту.
После советского
комедийного музыкального фильма 1956 года режиссёра Эльдара Рязанова «Карнавальная
ночь» всем женщина и мужчинам советского союза захотелось иметь такую же
красивую одежду как у артистов фильма, а Людмила Гурченко стала эталоном
красоты, её талия, её умение вести диалог, красивые черты лица, для мужчин стал
шаблоном красоты. После просмотра фильма
“Карнавальная ночь” всем советским людям захотелось устраивать пышные
новогодние застолья в карнавальных костюмах. После фильма режиссёра В. Чеботарёва и Г.
Казанского, «Человек амфибия» 1961 году,
все мужчины стали носить белый костюм, как Ихтиандр. В конце 70-х
женщины многомиллионной советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды,
например, Барбару Брыльска (Barbara Brylska) из фильма «Ирония судьбы или с
легким паром». В 1975 году, всем женщина захотелось стать такой же достойной и красивой
как Барбара Брыльска, удовлетворить потребности в красивой одежде, пришлось
заглянуть через забор «железного занавеса».
Первобытные
люди, желающие передать своим потомкам свой опыт, свои чувства, рисовали свои
картинки и какие-то символы на скалах, на деревянных или металлических
пластинках. Первым свидетельством
считают бухгалтерские книги царя Нефериркаре Какйя Пятой Династии, приблизительно
2400 лет до нашей эры. Отдельные листы папируса, для удобства хранения,
склеивались в свитки. Эта традиция получила широкое распространение в эллинском
и римском мире. Финикийцы принесли письменность и папирус в Грецию около X или
IX века до н. э. Греческим словом для папируса как материала для записей стало
«библион», а для книги — «библос», которое произошло от названия финикийского
портового города Библос, через который папирус экспортировался в Грецию. Римская
книга имела форму свитка, навернутого на палку с утолщенными концами; на
верхнем конце прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия, который высовывался
из футляра, большей частью кожаного, соответствовавшего нашему переплету. Для
переноски такие свитки помещались в круглые корзинки, с отверстиями во
внутренней крышке. В библиотеках эти свитки не ставились, а клались на полки
так, чтобы ярлычки были на виду. Писали на одной стороне, либо одной
вертикальной колонкой, длина которой равнялась длине свитка, либо рядом многих
параллельных колонок. Книжные магазины в Риме служили местом свидания
литераторов, учёных и любителей литературы; при магазинах были и кабинеты для
чтения, где за небольшую плату можно было просмотреть новинки или сличить свой
экземпляр известного сочинения с таким, который был исправлен грамматиком,
содержавшимся для этой цели при магазине и копировальном зале. Ввиду
сравнительной дешевизны папируса и безусловной дешевизны труда, книги в Риме
были недороги. Кроме обыкновенных дешёвых экземпляров, были и чудеса
каллиграфического искусства, экземпляры роскошно иллюстрированные; были
книжки-крошки; Цицерон видел экземпляр «Илиады», который мог поместиться в
скорлупе ореха. В школах, бухгалтерии и для заметок обычно использовались
восковые таблички. Они имели преимущество многократного использования: воск
можно было расплавить и наносить новый текст. Согласно китайским хроникам,
изобретателем бумаги считается Цай Лунь – чиновник при дворе императоров
Восточной династии Хань, живший во II веке нашей эры. В 105 году нашей эры он
преподнёс императору бумагу, сделанную из древесной коры.
С развитием
книгопечатания, стали придумывать книги с иллюстрациями объемного изображения,
с развитием компьютерных технологий, появились 3D книги с видео иллюстрациями объемного
изображения. Интернет стал использоваться как огромная мировая библиотека, где
можно купить, прочитать или быстро скачать в свой компьютер любимую Вашу книгу.
История развития методов измерения времени - это путь от первых
грубых часов древнего мира, позволявших измерять время с точностью до
нескольких минут в сутки, к современным астрономическим часам, позволяющим
измерять время с точностью до тысячных и миллионных долей секунды. Это также
путь постепенного расширения доступных измерению промежутков времени вплоть до
миллиардов лет и биллионных долей секунды. На протяжении веков и тысячелетий
расширение масштабов измеряемых промежутков времени и увеличение точности их
определения было всегда связано с решением той или иной научной или технической
задачи. Поэтому история часов и является одной из увлекательнейших страниц
борьбы человеческого гения за понимание сил природы и овладение ими.
«Первыми
приборами, с помощью которых люди стали измерять время, были солнечные,
песочные, огненные и водяные часы. Солнечные часы были известны очень давно,
более чем за 500 лет до нашего летоисчисления. Живший в I веке до н. э.
архитектор Марк Витрувий Поллион оставил нам следующие сведения о конструкции
солнечных часов древнего мира и их изобретателях: "Солнечные часы в виде
выдолбленного полукруга из тесаного (квадратного) камня, вырезанного сообразно
местному наклону мировой оси, говорят, изобрел халдеец Бероз. Часы в форме
чашек или полушария - Аристарх Самосский, он же изобрел часы в виде
горизонтальной плиты (диска); паутинообразные (с паутинообразной сеткой) часы сконструировал
астроном Евдокс, а некоторые говорят, что их изобрел Аполлоний".
Солнечные часы состоят из предмета, дающего резкую
и, длинную тень, и циферблата, на котором нанесены деления, соответствующие
часам и долям часа. Получение отсчета времени с помощью солнечных часов
основано на том, что в течение дня тень, отбрасываемая предметами, освещенными
Солнцем, все время изменяется. Ока перемещается, одновременно меняя свою длину:
рано утром тени длинные, затем они укорачиваются, а после полудня снова удлиняются.
Утром тени обращены к западу, в полдень в нашем северном полушарии - к северу,
а вечером - к востоку. В соответствии с этим отсчитывать время можно двумя
способами: по длине тени или по ее направлению. Экваториальных - солнечных
часах, Доска с циферблатом устанавливается наклонно к горизонту под углом
(90°-φ), где угол φ - географическая широта данной местности. Например, при
изготовлении экваториальных солнечных часов для Москвы, расположенной на
географической широте 55°48', угол наклона доски к горизонту нужно выбрать
равным 90°-55°48', или 34°12'.
Горизонтальные солнечные часы "состоят из горизонтально
расположенной доски с нанесенным на нее циферблатом и указателя в виде
треугольника. Острый угол этого треугольника делается равным географической
широте данной местности, так что наклонная1 сторона треугольника получается
параллельной земной оси. Треугольник-указатель устанавливается так, чтобы его
плоскость была перпендикулярна к циферблату, а линия продолжения основания
треугольника шла по направлению север - юг. В полдень тень от указателя
обращена (в нашем северном полушарии) к северу, Таким образом, отметка времени,
соответствующая 12 часам, находится на линии продолжения основания
треугольника", то есть в 12 часов солнце на Юге. В горизонтальных солнечных часах скорость
перемещения теми оказывается неравномерной. Поэтому на их циферблате часовые
отметки расположены под разными, неравными углами. В горизонтальных солнечных
часах, так же как и в экваториальных, циферблат годен для всех дней года,
причем в течение всего года тень от указателя падает на их циферблат сверху. В древности
солнечные часы имели весьма большое распространение. Высокие и стройные
обелиски древнего Египта были указателями солнечных часов. В Индии у паломников
были посохи с вделанными в них миниатюрными солнечными часами. Большие
солнечные часы были установлены на "Башне ветров" в древних Афинах. В
древнем Риме императором Августом на Марсовом поле в качестве указателя
солнечных часов был установлен обелиск Сезостриса высотой в 34 м, вывезенный им
в числе других военных трофеев из Египта. Китайский император Кошу-Кинг возвел
в 1278 г. указатель солнечных часов в 40 ступней высотой. Значительно превзошел
его внук Тимура - знаменитый самаркандский астроном Улугбек, который, стремясь
увеличить точность отсчета, в 1430 г. в Самарканде воздвиг солнечные часы высотой
175 ступней (около 50 м). Солнечные часы продолжали строить вплоть до XVI и
даже XVII века. Впрочем, иногда их строили и в более поздние времена, но уже
только для украшения.
Несмотря на
то, что ученые научились делать очень большие и совершенные солнечные часы,
пользование ими было далеко не всегда удобным; они не действовали ночью и в
пасмурную погоду, их трудно было брать с собой в путешествие или сражение. В
этом отношении значительно более удобными были песочные часы. Песочные часы обычно делались в виде двух
воронкообразных стеклянных сосудов, поставленных друг на друга. Верхний сосуд
до определенного уровня заполнялся песком, высыпание которого служило мерой
времени. После того, как из верхнего сосуда весь песок высыпался, часы нужно
было перевернуть. Для удобства отсчета
времени иногда пользовались целой системой сосудов, первый из которых
опорожнялся за XU часа, второй - за 1/2 часа, третий - 3/4 часа, четвертый - за
1 час. После опорожнения четвертого сосуда специально приставленный для этого
человек переворачивал все склянки так, что счет песочных часов начинался вновь,
и одновременно с этим отмечал прохождение часа времени. Песочные часы были
очень употребительны на кораблях; так называемые корабельные
"склянки" служили морякам для установления распорядка их жизни -
смены вахт и отдыха. Точность песочных часов зависит от равномерности высыпания
песка. Чтобы сделать песочные часы более точными, нужно пользоваться по
возможности однородным песком, мягким и сухим, не образующим комков у горла сосуда.
Для этой цели часовые мастера XIII века смесь из песка и мраморной пыли
кипятили с вином и лимонным соком, снимали накипь, затем сушили, повторяя эту
операцию девять раз. Несмотря на все эти мероприятия, песочные часы отмеряли
время довольно неточно.
Рудокопы
древнего мира, добывая в шахтах серебро и железо, пользовались своеобразным
способом измерения времени: в глиняную лампу, которую брал с собой под землю
рудокоп, наливалось такое количество масла, что его хватало на 10 часов горения
светильника. Когда масло было на исходе, шахтер знал, что рабочий день
кончается, и поднимался наверх. В Китае употреблялись огненные часы несколько иной конструкции: из специальных сортов
дерева, растертого в порошок вместе с благовониями, приготовлялось тесто, из
которого раскатывали палочки, придавая им разнообразную форму, например форму
спирали. Некоторые образцы огненных часов достигали нескольких метров длины;
слегка потрескивая и источая аромат, они могли гореть месяцами. Иногда на
определенных местах подвешивались металлические шарики, которые при сгорании
палочки падали в фарфоровую вазу, производя громкий звон,- получался огненный
будильник.
В средние
века множество открытий древних было забыто или утеряно. Во многих монастырях
монахи определяли ночью время по числу прочитанных молитв - способ далеко не
точный. Затем в монастырях, да и в гражданском быту, стали пользоваться для
счета времени свечами, нанося на них метки, соответствующие определенным
промежуткам времени. Это был европейский вариант огненных часов.
Недостатком
огненных часов являлось также то, что их нужно было периодически возобновлять.
Водяные часы в этом отношении были удобнее, так как возобновление запаса воды
не представляло затруднений. Водяные часы были известны в древнем Египте,
Иудее, Вавилоне, Греции, Китае. Греки называли водяные часы клепсидрой, что
буквально означает "воровка воды". Время с помощью этих часов
определялось по скорости вытекания воды из одного сосуда в другой, снабженный
метками, уровень воды в котором и показывал время. Для удлинения измеряемого
интервала времени иногда таких сосудов делали несколько: три, четыре. Многие
конструкторы водяных часов стремились к тому, чтобы их приборы показывали не
только время суток, но и наступление различных астрономических событий или управляли
движением разных фигурок. Это заставляло изобретателей клепсидр создавать
хитроумнейшие и громоздкие сооружения, повергавшие в изумление современников.
История сохранила для нас рассказы о многих замечательных клепсидрах. Философ
Платон изобрел водяной будильник, созывавший учеников его Академии на занятия.
В начале IX века калиф Гаруналь-Рашид подарил Карлу Великому клепсидру из
дамасской позолоченной бронзы с хитроумным механизмом, которой отбивал часы и
управлял движущимися фигурками. Калифу Аль-Мамуну принадлежала клепсидра, в
которой механические птицы щебетали на серебряных ветвях. В VIII веке в Китае
астроном И-Ганг построил клепсидру, которая не только отбивала часы, но еще и
показывала движение Солнца, Луны, планет, лунные затмения и положение звезд.
Знаменитый датский астроном Тихо Браге (1546-1601 гг.)пользовался клепсидрой
при наблюдении небесных тел. Исаак Ньютон интересовался клепсидрой и изучал
законы. Даже в XVII-XVIII веках некоторые ученые пытались вернуть клепсидре ее
былое значение, но в этом уже не было надобности, на смену клепсидре шли механические часы.»
Механические часы — часы, использующие маятник,
который периодом колебаний измеряет время в течении суток, месяца, года,
колебания которого приводится в движение гиревым, пружинным или электрическим
источником энергии с электромеханическим преобразователем. В качестве меры
времени используется инерционные свойства колебательной системы в виде
классического и пружинного маятника, при регулировании длинной маятника или
спиральной пружины в виде балансового регулятора.
«Прототипом первых механических часов можно
считать Антики терский механизм, обнаруженный археологами в начале XX века
среди обломков античного торгового судна и датируемый II веком до н.э.
Первые
механические часы с анкерным механизмом были изготовлены в Танском Китае в 725
году нашей эры мастерами И Сином и Лян Линцзанем. Из Китая секрет устройства,
по-видимому, попал к арабам.
Первые маятниковые часы изобретены в
Германии около 1000 года аббатом Гербертом — будущим папой Сильвестром II, но
широкого распространения не получили. Первые башенные часы в Западной Европе
построены были в 1288 году английскими мастерами в Вестминстере. Примерно в это
же время о колесных часах с боем рассказывает Данте Алигьери в своей
«Божественной комедии».
Первые в
Западной Европе механические часы, устанавливаемые на башнях для того, чтобы
можно было разместить гиревой движитель их механизма, имели всего одну стрелку
— часовую. Минуты тогда не измерялись вообще; зато такие часы нередко отмечали
церковные праздники. Маятника в таких часах также не было.
Так,
башенные часы, установленные в 1354 году в Страсбурге, не имели маятника, зато
отмечали: часы, части суток, праздники церковного календаря, Пасху и зависящие
от неё дни. В полдень перед фигуркой Девы Марии склонялись фигурки трех
волхвов, а позолоченный петух кукарекал и бил крыльями; специальный механизм
приводил в движение маленькие цимбалы, отбивавшие время. К настоящему времени
от Страсбургских часов уцелел только петух. Наиболее ранний из сохранившихся до
наших дней башенный часовой механизм находится в соборе английского города
Солсбери и относится к 1386 году.
Лишь в XVII
веке знаменитый Галилео Галилей усовершенствовал маятник — изобретение
Герберта, но лишь спустя много времени его изобретение стали использовать в
часах.
В России
первые башенные часы, сконструированные сербским мастером Лазарем, появляются
на княжеском дворе Московского Кремля в начале XV века. На данный момент
старейшие башенные часы Европы находятся в Гродно, Белоруссия. Они находятся в
рабочем состоянии уже на протяжении более 500 лет.
Позже
появились карманные часы,
запатентованные в 1675 году Х. Гюйгенсом, а затем — много позже — и часы
наручные. Вначале наручные часы были только женские, богато украшенные
драгоценными камнями ювелирные изделия, отличающиеся низкой точностью хода. Ни
один уважающий себя мужчина того времени не надел бы часы себе на руку. Но
войны изменили порядок вещей и в 1880 году массовое производство наручных часов
для армии начала фирма Girard-Perregaux.»
«Часы,
основанные на подсчёте периодов колебаний от задающего генератора с помощью
электронной схемы и выводе информации на цифровой дисплей. Первые наручные
электронные часы обладали светодиодным дисплеем, но они могли показывать время
очень недолго: слишком прожорливыми оказывались светодиоды. Затем использовали
свойства жидких кристаллов ориентироваться во внешнем электрическом поле и
пропускать свет с одним направлением поляризации. Будучи помещённым между двумя
поляризаторами, свет от внешнего источника вовсе поглощался системой
поляризатор-жидкий кристалл-поляризатор-отражатель при наличии электрического
поля становился тёмным и образовывал элемент изображения. В результате этого
было значительно снижено энергопотребление, и замена элементов питания
происходит намного реже.» Потом появились мощные миниатюрные батарейки и
аккумуляторы, которые обеспечили энергией дисплей, появились цветные
циферблаты, с определением температуры воздуха, давления, калькуляторы и тому
подобное. Микро схемы вставляются в такие часы в зависимости от желания
заказчиков. Интерфейс стал зависеть от объёма памяти электронных часов, то есть
современные электронные часы это
маленький компьютер.
«Из самых ранних и сохранившихся по
сей день свидетельств, относящихся ко 2 тыс. до н.э., о струнных инструментах, можно выделить следующее: древней Индии – ситар и вина, в древнем Египте – цитра, пабла и нефер, в древнем
Риме и Греции – кифара. Предшественники современной гитары имели округлый
продолговатый резонирующий пустотелый корпус и длинную шейку со струнами
натянутыми на ней. Из выдолбленного из цельного куска дерева, панциря черепахи
либо из высушенной тыквы изготавливался цельный корпус. У инструментов юэцинь и
жуань, появившихся в Китае в 3 – 4 веках н. э., корпус был деревянный и
собирался из нижней и верхней деки и обечайки, которая соединяла всю эту
конструкцию воедино. Около 6 века в Европе появились мавританские и латинские
гитары, а довольно интересный инструмент виуэла появился позже в 15 – 16 веках,
который оказал большое влияние на последующее формирование конструкции нынешней
гитары. Происхождение слова «гитара» обязано слиянию двух слов: «тар» (от
древнеперсидского «струна») и «сангита» (от санскритского «музыка»). По другим
источникам, это слово имеет происхождение от «кутур» (от санскритского
«четырехструнный»). По мере распространенности этого музыкального инструмента
из Азии в Европу, название «гитара» претерпевало много изменений, а вот
окончательное название было отображено в 18 веке в средневековой литературе. Испания
в средние века была главным центром развития гитары, куда она была привезена из
древнего Рима – так называемая латинская гитара. А вот мавританская гитара была
привезена арабскими завоевателями. Гитара с пятью сдвоенными струнами,
изобретенная в Испании, получила свое распространение в 15 веке. Такая гитара
получила название «испанская гитара». Эта гитара приобретает 6 струн в процессе
эволюции в конце 18 века, а также большой репертуар произведений благодаря
итальянскому композитору и гитаристу-виртуозу Мауро Джулиани. В Европе гитара
была известна уже на протяжении пяти веков, а в Россию она попала относительно
поздно. Лишь в начале 18 века западная музыка широко стала распространяться в
России. Благодаря Карло Коноббио и Джузеппе Сарти, композиторами из Италии,
гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из
первых и значительных гитаристов и исполнителей на 6-струнном инструменте. А
вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея
Сихры, популярным становится 7-струнный вариант исполнения гитары. Он написал
более тысячи произведений для 7-струнки под названием «русская гитара». Конструкция
испанкой гитары, в течение 18 – 19 веков, значительно претерпевала изменения.
Мастера экспериментировали с креплением грифа, формой и размером корпуса,
конструкцией механизма колков и другими деталями. И вот, испанский гитарный
мастер в 19 веке Антонио Торрес придал акустической гитаре современный размер и
форму. Гитары его конструкции сегодня названы классическими. Франсиско Таррега
был наиболее известным испанским гитаристом и композитором того времени,
который заложил основы игры на гитаре в классическом стиле, а его последователем
в 20 веке стал Андрес Сеговия. Появившиеся в 20 веке технологии усиления звука,
дали зеленый свет созданию нового типа гитары – электрогитара, которая оказала
на массовую культуру очень большое влияние.В 1936 году была запатентована
первая такая гитара, с металлическим корпусом и магнитными звукоснимателями,
основателями компании «Rickenbacker» Адольфом Рикенбекером и Жожем Бошамом. В
начале 50-х годов Лео Фендер и Лес Пол изобретают независимо друг от друга
электрогитару со сплошным корпусом из дерева. Ее конструкция без изменений
сохранилась до настоящего времени. Jimi Hendrix – американский гитарист, живший
в середине 20 века, считается наиболее влиятельным исполнителем на этой гитаре. Контрабас, до появления современной
бас-гитары, в семействе скрипок являлся самым большим и главным басовым
инструментом. У него было много недостатков. Он был очень большого размера и массы, не имел на
грифе порожков, обладал относительно невысоким уровнем громкости и имел
вертикальное исполнение. Из-за этих недостатков было затруднено широкое
применение контрабаса в разных ансамблях современной музыки в начале 20 века. В
1930-х годах, когда стала очень популярной джазовая музыка, и был распространен
автомобильный транспорт, благодаря которому можно было перевозить габаритные
инструменты и появлению технологии усиления звука, стало возможным создать
идеальный басовый инструмент, не обладающий недостатками контрабаса. Пол
Тутмарк – американский предприниматель создал в 1936 году Audiovox №736
Electronic Bass, который обладал многими современными чертами современной
бас-гитары (имел сплошной деревянный корпус, горизонтально расположенный гриф с
наличием ладовых дорожек). В 1960-х бас-гитары стали популярны с появлением
рок-музыки. Появились новые разновидности этих инструментов, такие как:
акустическая и безладовая бас-гитара. Также увеличивалось число струн,
добавлялась активная электроника и появились бас-гитары со сдвоенными струнами
и без головки грифа. С развитием самих инструментов также активно развивалась и
техника игры, например, слэп и игра флажолетами.»
«Некоторые историки предполагают, что смычок появился в Индии, откуда попал к
арабам и персам, а от них уже перешел в Европу. В ходе музыкальной эволюции
было много различных версий смычковых инструментов, повлиявших на современный
вид скрипки. Среди них можно
выделить арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель, появление на свет
которых произошло в XIII-XV веках. Именно эти инструменты стали прародителями
двух главных смычковых – виолы и скрипки. Виола появилась раньше, она была
разных размеров, играли на ней стоя, держа на коленях, а позже – на плечах.
Такой вид игры на виоле и привел к появлению скрипки. Некоторые источники
указывают на происхождение скрипки от польского инструмента скрипица или от
российской скрипели, появление которых относится к XV веку. Долгое время
скрипка считалась простонародным инструментом и не звучала сольно. На ней
играли бродячие музыканты, а основным местом ее звучания были трактиры и
кабаки. В XVI веке за изготовление скрипок берутся итальянские мастера,
занимавшиеся производством виол и лютней. Они облекли инструмент в идеальную
форму и наполнили лучшими материалами. Первым мастером, изготовившим первую
современную скрипку, считается Гаспаро Бертолотти. Основной вклад в
преобразование и изготовление итальянских скрипок все же осуществило семейство
Амати. Они сделали тембр звучания скрипки более глубоким и нежным, а характер
звучания – более многогранным. Главную задачу, которую поставили перед собой
мастера, они выполнили превосходно – скрипка, как и голос человека, должна была
в точности передавать эмоции и чувства через музыку. Чуть позже, там же в
Италии, над усовершенствованием звучания скрипки работали всемирно известные
мастера Гварнери и Страдивари, чьи инструменты на сегодняшний день оцениваются
в целые состояния. В XVII веке скрипка становится сольным участником
оркестрового состава. В современном оркестре насчитывает около 30% скрипачей от
общего числа музыкантов. Диапазон и красота звучания музыкального инструмента
настолько широки, что для скрипки пишутся произведения всех жанров музыки.
Великие композиторы мира писали множество непревзойденных шедевров, где главным
солирующим инструментом была скрипка. Первое произведение для скрипки было
написано в 1620 году композитором Марини и называлось «Romanesca per violino
solo е basso». Современные скрипки, начинённые электроникой становятся,
обыкновенными синтезаторами звуков.»
Для общения
первобытные люди издавали всевозможные звуки голосом, предупреждая об
опасности, об общем сборе, о времени принятья пищи, о времени отдыха и тому
подобное. Чтобы их звуки или голос был слышен далеко, они придумали трубы. Издавая
голосом звуки в трубу с высокого места, они направляли звук в нужном
направлении, создавая эхо, звук усиливался. Научившись вибрировать губами,
трубачи стали издавать другие, более красивые звуки. Чтобы звуки были
мелодичные, придумали мундштук. Постоянно
усовершенствуя музыкальный инструмент труба, придумали разные формы мундштуков
– мундштук с глубокой чашкой нужен для насыщенного, глубокого звука, а более
мелкая чашка – для яркого, пронзительного звука. Мундштуки делают из меди,
серебра (и других материалов), выбор мундштука зависит от личных предпочтений
трубача. У одного исполнителя может быть несколько мундштуков, которые он
меняет в зависимости от тембральных предпочтений.
К трубам
придумали клапана. Изменение нот на трубе происходит благодаря клапанам,
которые изменяют длину трубки и воздушного потока. Чем длиннее трубка, тем ниже
звук. При нажатии первого клапана звук понижается на тон, второго - на полтона,
третьего клапана - на полтора тона. На трубе первый клапан удлиняет трубку на
160 мм, второй - на 70 мм, а третий - на 270 мм.
«Гармонь, или гармошка – это духовой
язычковый музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам
инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая
предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных
инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах
достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока
воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи
специального резервуара – меха.
Считается,
что история волынки берет свое
начало на Востоке. Очевидно, прообразом этого инструмента выступали духовые –
предшественники гобоя или рожка. Многие музыканты в своих произведениях
сочетают звуки волынки именно с этими инструментами. Первые упоминания о
волынке датируются еще 400 годом до н.э. в письменных работах Аристофана.
Однако нет никаких данных о том, кто именно решил добавить к духовым
инструментам меха. Волынка значительно разнообразила звучание мелодий,
поскольку в отличие от обычных подобных инструментов, для нее характерно
бурдонное многоголосье. Музыкант, через трубку, вдувает воздух в мешок, после
чего на нём нажимает локтем, чтобы переместить воздух в другую, издающую звуки
трубку.
Орган – древний инструмент. Его
отдаленными предшественниками были, по- видимому, волынка и флейта Пана. В
древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько
тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе – это и есть флейта
Пана. Считалось, что придумал его бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть
легко: ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно
труднее - не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали
механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли: нагнетать
воздух стали мехами, такими же как те, которыми кузнецы раздували огонь в
горне. Во втором веке до нашей эры в Александрии Ктесебий (лат.Ctesibius,
примерно III - II вв. до н. э.)изобрел гидравлический орган. К 11 веку органы
строила вся Европа.
Разные цивилизации использовали барабаны или подобные инструменты, для того чтобы исполнять музыку,
предупреждать об опасности или управлять армией во время боевых действий.
Поэтому барабан был лучшим инструментом для выполнения таких задач, потому что
его легко изготовить, создаёт много шума и его звук хорошо распространяется на
дальние расстояния. Например, американские индейцы использовали сделанные из
тыквы или выдолбленные из дерева барабаны для проведения разнообразных церемоний
и ритуалов или поднятия боевого духа в военных походах. Первые барабаны
появились около шести тысяч лет до нашей эры. При раскопках в Месопотамии были
найдены одни из древнейших ударных инструментов, сделанные в виде маленьких
цилиндров, и происхождение которых датируется третьим тысячелетием до нашей
эры. Наскальные рисунки, обнаруженные в Перуанских пещерах свидетельствуют о
том, что барабаны использовали для различных аспектов социальной жизни, но чаще
всего барабаны находили применение в религиозных обрядах. Состоит барабан из
полого тела (его называют кадло или кадушка) и натянутых с двух сторон мембран.
Для настройки барабана мембраны стягивали жилами животных, верёвками, а позднее
стали использовать металлические крепления. В некоторых племенах было принято
использовать для изготовления мембран кожу с тела убитого врага, благо эти
времена ушли в небытиё, и теперь мы пользуемся изготовленными из полимерных
соединений разнообразными пластиками. Сначала звук из барабана извлекали
руками, а позже стали использовать палки округлой формы. Настройка барабана
производилась путём стягивания мембран, как говорилось выше, жилами, верёвками
и позже с помощью металлических натяжных крепежей, которые натягивали или
ослабляли мембраны, и благодаря этому звук барабана изменял свой тон. В разные
времена и у разных народов были совершенно не похожие друг на друга
инструменты. Разные культуры, с их уникальными барабанами, объединились в
одном, «стандартном» наборе, который мы используем сегодня, и который универсально
подходит для исполнения музыки разных стилей и направлений.
Современные электронные барабаны, это синтезаторы звуков.
Разные, по объёму, емкости, с натянутой мембраной, с микрофоном внутри, с
хорошим усилителем и синтезатором звуков позволяют издавать звуки похожие на
барабан. В зависимости от электронной начинки, электронные барабаны, могут
издавать звуки тарелок, бубенцов, трещоток и тому подобное или совершенно новые
звуки.
Фортепиано – один из самых распространенных
музыкальных инструментов, имеет две разновидности – пианино и рояль. Это
сложный клавишно-струнный механизм, состоящий из акустического аппарата,
клавишного механизма и опорных конструкций. Он обладает широким диапазоном звуков
от «тихо» до «громко». В пианино струны расположены вертикально, в рояле –
горизонтально. Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер
Бартоломео Кристофори, с 1698 г, который
придумывал молоточковые механизмы для клавесина. Молоточки ударяли по натянутой
струне, издавая звук. Регулируя натяжение струны, можно регулировать
тональность звука. Клавикорд был первым
клавишно-струнным инструментом. Его конструкция очень схожа с современным
пианино, но размером он был намного меньше и не мог выдавать громких звуков.
Это был музыкальный инструмент для домашнего пользования. В отличие от
фортепиано, у которого на одну клавишу может приходиться до трех струн, в “клавикорде”
одной клавише соответствовала только одна струна. Конструкция фортепиано
менялась еще несколько раз. Различные мастера Италии, Германии, Англии
совершенствовали концепцию инструмента еще на протяжении целого столетия,
улучшая акустику звуков, громкость и долготу звучания. Основной вклад в создание новых характеристик
фортепиано, благодаря которым мы можем наслаждаться современным его звучанием,
внесли мастера Зильбеpманн, Шрётер, Цумпе, Штайн.
Современные
клавишные инструменты начинённые множеством электронных программ. Виды
клавишных инструментов → это струнные клавишные (фортепиано, клавикорд, рояль,
пианино), щипково-клавишные (клавицимбал, чембало, вирджинал), духовые
клавишные (орган, фисгармония, мелодика, баян), электронные клавишные
(синтезатор и цифровое пианино), в зависимости от емкости электронной памяти и
интерфейса инструмента. Создают
музыкальные композиции, одни из самых красивых с необычным звучанием.
Камера-обскура (лат. camera obscūra — «тёмная
комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое
изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в
одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на
противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром
приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе
камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.
Появление
первого фотоаппарата совпало с изобретением «гелиографии» Жозефом Нисефором
Ньепсом в 1826 году. Устройство для регистрации изображения на поверхности
асфальтового лака было вариантом камеры-обскуры, до этого активно
использовавшейся художниками для рисования с натуры. Дальнейшее развитие
технологии связано с изобретением дагеротипии Жаком Луи Дагером. Дагеротипия
быстро получила распространение в качестве инструмента для портретирования,
быстро став коммерчески выгодной. Результатом стала разработка новых устройств
для фотосъёмки, и особенно объективов.
«Изобретение
фотоаппарата «Kodak № 2» для роликовой фотоплёнки 1896 год привело к бурному
развитию фотоаппаростроения, началось после открытия мокрого коллодионного
процесса, быстро вытеснившего неудобные и дорогие дагеротип и калотипию.
Фотоаппаратура для этой технологии быстро приобрела черты прывычной деревянной
крупноформатной камеры с фокусировочным мехом и портретным объективом.
Внедрение сухих желатиносеребряных фотопластинок с высокой
светочувствительностью позволило вести съёмку с моментальными выдержками,
потребовавшими специального механизма для их отработки. Таким устройством стал
фотозатвор, первые конструкции которого появились в 1853 году. Появление
желатиносеребряных фотобумаг, пригодных для проекционной печати, а также рост
разрешающей способности фотоэмульсий запустили процесс миниатюризации
фотоаппаратуры и появления её новых портативных разновидностей, таких как
складные и дорожные камеры. Технологический прорыв осуществил в 1888 году
Джордж Истмен, выпустивший первую бокс-камеру Kodak, заряженную рулонной
фотоплёнкой на гибкой целлулоидной подложке. Изобретение положило начало
любительской фотографии, избавив фотографа от необходимости проявлять
фотоматериал и печатать снимки. Всё это делала компания Истмена, куда по почте
отсылался фотоаппарат с отснятой плёнкой. Обратно фотолюбитель, заплатив 10
долларов, получал перезаряженную камеру, готовые негативы и контактные
отпечатки с них. Одновременно с компактными появились многочисленные
фотоаппараты для скрытной съёмки, в том числе встроенные в предметы одежды:
галстуки, шляпы и дамские сумочки. Развитие во второй половине XIX века
технологий цветной фотографии, основанных на трёхцветной теории цветоощущения
Максвелла, привело к распространению специализированных устройств, позволяющих
осуществлять цветоделение различными способами. Наиболее простое решение
заключалось в съёмке трёх цветоделённых изображений на общую фотопластинку
через три объектива, закрытых светофильтрами основных цветов. Однако,
расстояние между ними неизбежно приводило к параллаксу и, как следствие,
цветным контурам на изображении близких предметов. Более совершенными оказались
фотоаппараты с последовательной съёмкой через один объектив на удлинённую
фотопластинку с автоматическим пошаговым смещением. Наиболее известны такие
фотоаппараты конструкции Адольфа Мите, одним из которых пользовался Сергей
Прокудин-Горский. Однако, камеры со сдвижной кассетой на три экспозиции годились
только для съёмки неподвижных объектов и пейзажей из-за неизбежного временного
параллакса. Всех недостатков были лишены трёхпластиночные фотоаппараты с
внутренним цветоделением, позволявшие снимать в том числе движущиеся предметы
через общий объектив в одну экспозицию. Изобретение автохромного процесса, и
последующее распространение многослойных фотоматериалов позволили отказаться от
сложной фотоаппаратуры, но тем не менее камеры с внутренним цветоделением с
помощью полупрозрачных зеркал эксплуатировались в издательском бизнесе до
середины 1950-х годов. Одну из ключевых ролей в совершенствовании
фотоаппаратуры сыграло становление аэрофотографии, получившей бурное развитие
после Первой мировой войны. Большие скорости полёта требовали коротких выдержек
и высокой светочувствительности аэрофотоплёнок. При этом, недопустимость
геометрических искажений, особенно при фотограмметрии, вынуждала разрабатывать
оптику с минимальной дисторсией при высокой светосиле. Многие конструкции
фотозатворов и объективов, привычные в современной фотоаппаратуре, были
разработаны специально для аэрофотоаппаратов, лишь потом найдя применение в
камерах общего назначения. То же касается вспомогательных механизмов: например,
автоматизированная перезарядка фотоаппарата впервые использована именно для
аэрофотосъёмки.»
Чтобы понять историю технических открытий и изобретений, нужно знать что такое энергия ↓
Об энергии прочитать здесь
Об энергии прочитать здесь
Одним из
первых, чьё внимание привлекло электричество,
был греческий философ Фалес Милетский, который в VII веке до н. э. обнаружил,
что потёртый о шерсть янтарь (др.-греч. ἤλεκτρον: электрон) приобретает свойства
притягивать легкие предметы. Однако долгое время знание об электричестве не шло
дальше этого представления. В 1600 году появился сам термин электричество
(«янтарность»), а в 1663 году магдебургский бургомистр Отто фон Герике создал
электростатическую машину в виде насаженного на металлический стержень серного
шара, которая позволила наблюдать не только эффект притягивания, но и эффект
отталкивания. В 1729 году англичанин Стивен Грей провел опыты по передаче
электричества на расстояние, обнаружив, что не все материалы одинаково передают
электричество. В 1733 году француз Шарль Дюфе установил существование двух
типов электричества стеклянного и смоляного, которые выявлялись при трении стекла
о шелк и смолы о шерсть. В 1745 г. голландец Питер ван Мушенбрук создает первый
электрический конденсатор — Лейденскую банку. Примерно в эти же годы работы по
изучению атмосферного электричества вели и русские учёные — Г. В. Рихман и М.
В. Ломоносов.
Первую
теорию электричества создаёт американец Бенджамин Франклин, который
рассматривает электричество как «нематериальную жидкость», флюид («Опыты и
наблюдения с электричеством», 1747 год). Он также вводит понятие положительного
и отрицательного заряда, изобретает молниеотвод и с его помощью доказывает
электрическую природу молний. Изучение электричества переходит в категорию
точной науки после открытия в 1785 году закона Кулона. Далее, в 1791 году, итальянец Гальвани
публикует «Трактат о силах электричества при мышечном движении», в котором
описывает наличие электрического тока в мышцах животных. Другой итальянец
Вольта в 1800 году изобретает первый источник постоянного тока — гальванический
элемент, представляющий собой столб из цинковых и серебряных кружочков,
разделенных смоченной в подсоленной воде бумагой. В 1802 году Василий Петров
обнаружил вольтову дугу. В 1820 году датский физик Эрстед на опыте обнаружил
электромагнитное взаимодействие. Замыкая и размыкая цепь с током, он увидел
колебания стрелки компаса, расположенной вблизи проводника. Французский физик
Ампер в 1821 году установил, что связь электричества и магнетизма наблюдается
только в случае электрического тока и отсутствует в случае статического
электричества. Работы Джоуля, Ленца, Ома расширяют понимание электричества.
Гаусс формулирует основную теорему теории электростатического поля (1830). Опираясь
на исследования Эрстеда и Ампера, Фарадей открывает явление электромагнитной
индукции в 1831 году и создает на его основе первый в мире генератор
электроэнергии, вдвигая в катушку намагниченный сердечник и фиксируя
возникновение тока в витках катушки. Фарадей открывает электромагнитную
индукцию (1831) и законы электролиза (1834), вводит понятие электрического и
магнитного полей. Анализ явления электролиза привел Фарадея к мысли, что носителем
электрических сил являются не какие-либо электрические жидкости, а атомы —
частицы материи. «Атомы материи каким-то образом одарены электрическими
силами», — утверждает он. Фарадеевские исследования электролиза сыграли
принципиальную роль в становлении электронной теории. Фарадей создал и первый в
мире электродвигатель — проволочка с током, вращающаяся вокруг магнита. Венцом
исследований электромагнетизма явилась разработка английским физиком Д. К.
Максвеллом теории электромагнитных явлений. Он вывел уравнения, связывающие
воедино электрические и магнитные характеристики поля в 1873 году. В 1880 году
Пьер Кюри открывает пьезоэлектричество. В том же году Д. А. Лачинов показал
условия передачи электроэнергии на большие расстояния. Герц экспериментально регистрирует
электромагнитные волны (1888 год). В 1897 году Джозеф Томсон открывает
материальный носитель электричества — электрон, место которого в структуре
атома указал впоследствии Эрнест Резерфорд. В XX веке была создана теория
Квантовой электродинамики. В 1967 году был сделан очередной шаг на пути
изучения электричества. С. Вайнберг, А. Салам и Ш. Глэшоу создали объединенную
теорию электрослабых взаимодействий. “Направленное движение электронов в
проводнике, называют электрическим током”.
«Электрический генератор — это
устройство, в котором неэлектрические виды энергии (механическая, химическая,
тепловая) преобразует в электрическую энергию. 1827 венгр Аньош Иштван Йедлик
начал экспериментировать с электромагнитными вращающимися устройствами, которые
он называл электромагнитные самовращающиеся роторы. В прототипе его
униполярного электродвигателя (был завершен между 1853 и 1856) и стационарная и
вращающаяся части были электромагнитные. Он сформулировал концепцию
динамо-машины по меньшей мере за 6 лет до Сименса и Уитстона, но не
запатентовал изобретение, потому что думал, что он не первый, кто это сделал.
Суть его идеи состояла в использовании вместо постоянных магнитов двух
противоположно расположенных электромагнитов, которые создавали магнитное поле
вокруг ротора. Изобретение Йедлика на десятилетия опередило его время. В 1831
Майкл Фарадей открыл принцип работы электромагнитных генераторов. Принцип,
позднее названный законом Фарадея, заключался в том, что разница потенциалов
образовывалась между концами проводника, который двигался перпендикулярно
магнитному полю. Он также построил первый электромагнитный генератор, названный
«диском Фарадея», который являлся униполярным генератором, использовавшим
медный диск, вращающийся между полюсами подковообразного магнита. Он
вырабатывал небольшое постоянное напряжение и сильный ток. Конструкция была
несовершенна, потому что ток самозамыкался через участки диска, не находившиеся
в магнитном поле. Паразитный (вихревой) ток ограничивал мощность, снимаемую с
контактных проводов и вызывал бесполезный нагрев медного диска. Позднее в
униполярных генераторах удалось решить эту проблему, расположив вокруг диска
множество маленьких магнитов, распределённых по всему периметру диска, чтобы
создать равномерное поле и ток только в одном направлении. Другой недостаток
состоял в том, что выходное напряжение было очень маленьким, потому что
образовывался только один виток вокруг магнитного потока. Эксперименты
показали, что используя много витков провода в катушке можно получить часто
требовавшееся более высокое напряжение. Обмотки из проводов стали основной
характерной чертой всех последующих разработок генераторов. Однако, последние
достижения (редкоземельные магниты), сделали возможными униполярные двигатели с
магнитом на роторе, и должны внести много усовершенствований в старые
конструкции. Русский учёный Э. Х. Ленц ещё 1833 г. указал на обратимость
электрических машин: одна и та же машина может работать как электродвигатель,
если её питать током, и может служить генератором электрического тока, если её
ротор привести во вращение каким-либо двигателем, например паровой машиной. В
1838 г. Ленц, один из членов комиссии по испытанию действия электрического
мотора Якоби, на опыте доказал обратимость электрической машины. Современная
Саяно-Шушенская ГЭС (1978—2014) на реке Енисей, 6400 МВт. Балаковская АЭС в
Саратовской области – самая мощная АЭС России, общая полезная мощность
составляет 3 800 МВт. Широко используются ветроэнергетика,
воздушные потоки у поверхности земли/моря являются турбулентными — нижележащие
слои тормозят расположенные выше. Этот эффект заметен до высоты 2 км, но резко
снижается уже на высотах больше 100 метров. Высота расположения генератора выше
этого приземного слоя одновременно позволяет увеличить диаметр лопастей и
освобождает площади на земле для другой деятельности. Ветрогенератор 2010 года
производит ток при ветре 3 м/с и отключается при ветре более 25 м/с.
Максимальная мощность достигается при ветре 15 м/с. Отдаваемая мощность
пропорциональна третьей степени скорости ветра: при увеличении ветра вдвое, от
5 м/с до 10 м/с, мощность увеличивается в восемь раз. Широко используются
переносные мини генераторы для
мобильных установок и каких-то работ в дали от цивилизации.»
Ссылки
на моих блогах:
Подборка информации Сергея Барышникова
(Не все браузеры поддерживают открытие фото картинок, зайдите на сайт с другого браузера.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий